В Фонде справедливого перехода больше денег, чем просят предприятия, но получить их нелегко

Завод Neo Performance Materials в Нарве пока единственный получил поддержку из фонда справедливого перехода.

На справедливый переход для Ида-Вирумаа Евросоюз выделил 340 млн евро. Из 11 мер поддержки, между которыми разделены деньги, пока запущены только две, еще две станут доступны в течение июля. Самая масштабная – 153 млн евро на новую крупную промышленность. Но пока поддержку получило только одно новое предприятие – завод магнитов Neo Performance Materials в Нарве.

Поддержали только первый завод

На прошлой неделе ДВ опубликовал карту планируемых промышленных предприятий Ида-Вирумаа. Из 12 обозначенных на ней предприятий, которые планируется открыть, только завод магнитов NPM получил поддержку из Фонда справедливого перехода – почти 19 млн евро. Возможно, поддержку получит Ragn-Sells. О планах подать заявку на поддержку публично заявляет концерн VKG, который, при этом, критикует порядок выделения субсидий на создание новой крупной промышленности.
«Фонд справедливого перехода актуален в первую очередь для небольших проектов. И это, прежде всего, из-за существующего временного ограничения (инвестиции должны быть реализованы к 30 апреля 2026 года) и механизма расчета максимальной суммы поддержки – суммы все ж относительно скромны для создания реальной альтернативы существующим производствам. Поддержку фонда можно использовать, например, для создания производств, не требующих оценки воздействия на окружающую среду, так как ее процесс слишком продолжителен и нет возможности успеть к сроку», – высказалась руководитель VKG по коммуникациям Ирина Боенко.
Она добавила также, что завод концерна по переработке пластиковых отходов подходит под правила фонда, а самая большая, примерно миллиардная, инвестиция VKG – комплекс по производству биопродуктов – не подходит из-за сроков и не сможет получить субсидию.

Кто посмелее – на рассмотрении

Выходит, Фонд справедливого перехода не пользуется спросом у своей целевой аудитории – инвесторов, которые обдумывают вложения в новую промышленность?
Координатор справедливого перехода для Ида-Вирумаа при Министерстве финансов Иван Сергеев не согласен с этим. По его словам, на рассмотрении сейчас еще около десяти проектов.
«Некоторые – такие, которых все знают, все слышали – это известные предприятия, но я не могу о них говорить, пока оценка проектов не доведена до конца и решения о поддержке не приняты», – сказал Иван Сергеев.
«На карте ДВ многие проекты не относятся к Фонду справедливого перехода. Но в то же время на рассмотрении EAS есть проекты, которых на этой карте нет. Они, может быть, не такие большие, как мегапроект Aquaphor на 700 человек, но есть и соискатели, которых на карте пока нет. Предприятия интересуются, через консультации EAS на эту тему прошли пара сотен предприятий».
Большая часть предприятий, чьи заявки рассматриваются, сами не объявляли о них публично, поэтому неизвестно, что это за предприятия. Например, на заводе ветряков Freen в Кохтла-Ярве корреспонденту ДВ подтвердили, что подали ходатайство, надеются на положительное решение, но сначала хотят дождаться официального ответа.
Некоторые крупные предприятия, которые планируется открыть в Ида-Вирумаа, не имеют права ходатайствовать о поддержке, поскольку субсидии не выделяются на создание предприятий, которые работают с ископаемым топливом – это, например, завод масел Enefit-280-2.
«Я бы не сказал, что фонд не пользуется популярностью. Но когда мы эту меру поддержки планировали и запускали, не было ни войны в Украине, ни энергетического кризиса, ни инфляции, ни таких интрессов – все было замечательно. А теперь мы имеем дело с кучей проблем, которые от нас никак не зависят», – сказал Иван Сергеев.
«Некоторые предприятия сейчас просто не производят дополнительных инвестиций. Вопрос даже не в том, что мера непопулярная, вопрос в общей экономической ситуации. Но те, кто посмелее, находятся у нас на рассмотрении», – добавил он.

VKG: государство дает меньше, чем забирает ежегодно

По меркам Viru Keemia Grupp меры поддержки масштабными не выглядят.Фото: Николай Андреев
Руководитель Viru Keemia Grupp по коммуникациям Ирина Боенко обращает внимание на то, что 153 миллиона, на самом деле, маленькая сумма:
«Эта сумма на два миллиона евро меньше, чем сумма налогов за прошлый год, поступившая от сланцевой промышленности – поэтому, к сожалению, это является непропорциональным решением».
Руководитель VKG Ахти Асманн считает, что на крупные проекты нужно было направлять почти весь Фонд справедливого перехода, субсидируя до 30% стоимости каждого. Это позволило бы привлечь на Северо-Восток около миллиарда евро инвестиций. И в свою очередь могло бы дать толчок развитию сопутствующих отраслей.

Предприятиям поменьше упростят условия

Главными проблемами меры по поддержке крупных инвестиций из Фонда справедливого перехода Иван Сергеев считает сжатые сроки, требование начать новую экономическую деятельность, а также сложность оформления ходатайства. Главным преимуществом – суммы поддержки.
«До сих пор в этой конкретной мере было требование создать новую экономическую деятельность – то есть, начать заниматься чем-то, чем предприятие раньше не занималось, – сказал он. – Но многим предприятиям поменьше – им бы свою нынешнюю деятельность продвигать, а не новую открывать. Фонд справедливого перехода же как раз ставит акцент на развитии именно малых и средних предприятий.
Поэтому в ближайшее время меру по поддержке крупных инвестиций планируется пересмотреть. Для больших предприятий ничего не меняется, а для малых и средних предприятий будет предусмотрена возможность подавать заявку также и при расширении производства. Малые и средние предприятия – это те, на которых работает менее 250 человек. То есть, по эстонским меркам, они не такие уж и маленькие».

Министр не видит повода для паники

По условиям Фонда справедливого перехода, поддержку могут получить те новые заводы, которые будут достроены и оборудованы до лета 2026 года. Этот срок может быть реалистичным, если поставить завод в промпарке, где есть нужные коммуникации и детальная планировка. Если прямо сейчас начинать в чистом поле, то трех лет, скорее всего, не хватит.
Министр экономики и IT Тийт Рийсало в интервью ДВ после церемонии закладки завода магнитов в Нарве отметил, что не видит причин для паники:
«Действительно, с одной стороны, мы в напряжении, но, с другой стороны, мы понимаем, что это своего рода челлендж – мы должны реагировать быстро, потому что мир движется быстро. Сейчас я смотрю на это, как на позитивное напряжение. Здесь нужно быть внимательным, чтобы мы двигались такими темпами, которые позволят использовать все эти средства. Эстония здесь опять среди отличников. Этот завод – вообще первый такой проект в Евросоюзе, который дошел до начала строительства».
Иван Сергеев из минфина подчеркивает, что всего в фонде 340 млн, а не только 153 млн на крупную промышленность, строительство которой требует больше времени. Сергеев отметил также, что Эстония обязалась перед Еврокомиссией создать с помощью Фонда справедливого перехода около 1100 новых рабочих мест. Один только завод магнитов в Нарве выполнит треть этого плана.

«Лишние» деньги

Вместе с уже получившим поддержку заводом магнитов предприятия претендуют примерно на 60 млн евро. Таким образом, около 90 млн из средств, выделенных на развитие крупной промышленности, пока не востребованы. Иван Сергеев считает, что за оставшиеся три года найдутся желающие и на них, которые вполне успеют возвести свои предприятия в промпарках.
«Сейчас первая цель у нас – запустить те меры поддержки, которые мы еще не запустили. Вот буквально на прошлой неделе подписаны еще две – для совсем малых предприятий и для поддержки наукоемкости предприятий. Осталось запустить еще несколько мер. Более половины денег справедливого перехода уже пущены в ход. Но есть еще деньги, которые нужно запустить».
Он добавил также, что после запуска всех мер поддержки логично будет сделать анализ того, как идут дела, и, при необходимости, изменить еще какие-то условия.

На данный момент из 11 мер поддержки из Фонда справедливого перехода приняты 4, из них, в свою очередь, на развитие предприятий направлено три:

• 153 млн – на поддержку крупной промышленности, уровень поддержки проектов начинается с 500 000 евро, нужно создать минимум 5 рабочих мест;

• 5 млн – на поддержку системы здравоохранения и социальной сферы (это поддержка не для предприятий);

• 15 млн – на поддержку микро-, малых и средних предприятий. Мера в целом аналогичная поддержке крупной промышленности, но сумма поддержки от 30 000 до 500 000 евро, и у получателей нет обязательства создать новые рабочие места;

• 50 млн – на поддержку повышения наукоемкости производства, в т.ч. на разработку новых товаров и услуг, пилотирование новых технологий, эксперименты и исследования.

Две первые меры уже доступны для ходатайствующих, две последние меры поддержки подписаны министром экономики и инфотехнологий на прошлой неделе и будут запущены в течение июля.
Выдача субсидий предприятиям из Фонда справедливого перехода поручена EAS. Предварительно проконсультироваться можно также в Ида-Вируском центре предпринимательства (IVEK) в Нарве или Йыхви.
Статьи по теме

Тайные сделки продавцов повышают цены на лекарства «Тех, кто что-то скажет, распнут»
Ведущие оптовые торговцы лекарств в Эстонии заключают секретные соглашения с производителями и зарабатывают на этом десятки миллионов евро в год. Из-за секретных сделок цены на лекарства искусственно завышены, в результате проигрывают и Касса здоровья, и пациенты.
Ведущие оптовые торговцы лекарств в Эстонии заключают секретные соглашения с производителями и зарабатывают на этом десятки миллионов евро в год. Из-за секретных сделок цены на лекарства искусственно завышены, в результате проигрывают и Касса здоровья, и пациенты.
О чем говорит Уолл-стрит: покупая акции Apple, будь как Баффетт
Лидеры финансового рынка размышляли о том, что последние решения Федерального резерва означают для инвесторов. Миллиардер-инвестор объяснил неожиданный рост цен на золото, а аналитики из Bernstein видят возможность купить акции Apple.
Лидеры финансового рынка размышляли о том, что последние решения Федерального резерва означают для инвесторов. Миллиардер-инвестор объяснил неожиданный рост цен на золото, а аналитики из Bernstein видят возможность купить акции Apple.
Финансовая инспекция сделала предписание Funderbeam Markets
Финансовая инспекция 6 мая сделала предписание Funderbeam Markets, обязывающее инвестиционную компанию устранить недостатки, выявленные в ходе проверки на месте, в связи с тем, что в ней не всегда обеспечивается независимость между правлением и различными подразделениями.
Финансовая инспекция 6 мая сделала предписание Funderbeam Markets, обязывающее инвестиционную компанию устранить недостатки, выявленные в ходе проверки на месте, в связи с тем, что в ней не всегда обеспечивается независимость между правлением и различными подразделениями.
Тоомас Кихо: могут ли Нымме или Ласнамяэ отделиться от Таллинна?
Горуправа Таллинна неизбежно должна думать о всей стране, пишет главный редактор журнала Akadeemia Тоомас Кихо в ответ на опрос лидеров общественного мнения от Äripäev.
Горуправа Таллинна неизбежно должна думать о всей стране, пишет главный редактор журнала Akadeemia Тоомас Кихо в ответ на опрос лидеров общественного мнения от Äripäev.
Тоомас Кихо: могут ли Нымме или Ласнамяэ отделиться от Таллинна?
Горуправа Таллинна неизбежно должна думать о всей стране, пишет главный редактор журнала Akadeemia Тоомас Кихо в ответ на опрос лидеров общественного мнения от Äripäev.
Горуправа Таллинна неизбежно должна думать о всей стране, пишет главный редактор журнала Akadeemia Тоомас Кихо в ответ на опрос лидеров общественного мнения от Äripäev.
Райво Варе: привлечение иностранных компаний – это не случайный секс. Тут ухаживать надо
Экономика Литвы растет, в то время как в Эстонии она падает. ВВП Литвы на душу населения, пересчитанный по паритету покупательной способности, уже выше, чем в Эстонии. Зарплаты пока ниже, но растут опережающими темпами. Приведет ли все это к тому, что Литва станет экономическим лидером стран Балтии? ДВ расспросили об этом эксперта Райво Варе.
Экономика Литвы растет, в то время как в Эстонии она падает. ВВП Литвы на душу населения, пересчитанный по паритету покупательной способности, уже выше, чем в Эстонии. Зарплаты пока ниже, но растут опережающими темпами. Приведет ли все это к тому, что Литва станет экономическим лидером стран Балтии? ДВ расспросили об этом эксперта Райво Варе.
Райво Варе: привлечение иностранных компаний – это не случайный секс. Тут ухаживать надо
Экономика Литвы растет, в то время как в Эстонии она падает. ВВП Литвы на душу населения, пересчитанный по паритету покупательной способности, уже выше, чем в Эстонии. Зарплаты пока ниже, но растут опережающими темпами. Приведет ли все это к тому, что Литва станет экономическим лидером стран Балтии? ДВ расспросили об этом эксперта Райво Варе.
Экономика Литвы растет, в то время как в Эстонии она падает. ВВП Литвы на душу населения, пересчитанный по паритету покупательной способности, уже выше, чем в Эстонии. Зарплаты пока ниже, но растут опережающими темпами. Приведет ли все это к тому, что Литва станет экономическим лидером стран Балтии? ДВ расспросили об этом эксперта Райво Варе.