Фото: dv.ee

Business as usual: Ликсутова продолжает работать с «русской мафией»

Эстонская фирма Татьяны Ликсутовой по-прежнему ведет бизнес с «русской мафией» – олигархами Искандером Махмудовым и Андреем Бокаревым, которые находятся под санкциями Великобритании.

Компания Татьяны Ликсутовой – некогда самой богатой женщины Эстонии, а до этого жены Максима Ликсутова, вице-мэра Москвы – продолжает владеть долями во множестве российских фирм. Некоторые из них она делит с Искандером Махмудовым и Андреем Бокаревым, которых считают приближенными к Владимиру Путину, подозревают в отмывании денег через Европу (в т.ч. Эстонию) и даже называют членами преступных группировок.
Основной эстонский актив Ликсутовой – не рестораны и недвижимость, а TOR Property OÜ, которой досталась часть активов транзитной компании Transgroup Invest. TOR Property через цепочку фирм владеет третью «Аэроэкспресса» – монополиста, организующего железнодорожное сообщение со всеми аэропортами российской столицы. Остальные доли в компании принадлежат государственной РЖД, Искандеру Махмудову и Андрею Бокареву.
РЖД с 26 февраля под санкциями ЕС, запрещающими заключать с госмонополией сделки и предоставлять финансирование. Однако на «Аэроэкспресс» они не распространяются, поскольку пакет у РЖД меньше контрольного.
С Махмудовым и Бокаревым Ликсутова делит как минимум еще одну компанию – «Астек», занимающуюся складским бизнесом в России.
При этом партнеры Ликсутовой работали и на подготовку России к войне – долгое время они владели долями в концерне «Калашников» – крупнейшем российском производителе боевого автоматического и снайперского оружия, управляемых артиллерийских снарядов и прочего вооружения, которое сейчас используется Россией в Украине. Третьим совладельцем был Алексей Криворучко (он одновременно работал на них – был гендиректором «Аэроэкспресса») – ныне замминистра обороны России, отвечающий за снабжение армии.
«Считаю, что Ликсутова должна нести ответственность за связи с преступным путинским режимом и коррупцию и как минимум стать фигурантом официальных расследований», – заявила ДВ юрист, политик, член команды Алексея Навального и Антивоенного комитета России Любовь Соболь.
«Аэроэкспресс» хорошо знаком всем, кто прилетает в Москву – на его скоростных электричках из Внуково, Домодедово и Шереметьево можно доехать до центра столицы. Компания на треть принадлежит гражданке Эстонии Татьяне Ликсутовой и обслуживает господряды департамента, возглавляемого ее бывшим мужем.Фото: фото компании Aeroexpress

«Русская мафия» в Эстонии

Махмудов – российский олигарх узбекского происхождения, основатель и бывший президент Уральской горно-металлургической компании (УГМК). У него 31-е место в российском списке Forbes за 2021 год (с 3,6 млрд долларов активов) и длинный список уголовных дел (он проходил как подозреваемый). Бокарев – еще один российский олигарх, 75-е место в Forbes (1,2 млрд долларов). Как правило, их упоминают вместе.
В Эстонии Махмудов и Бокарев в основном вели бизнес с Максимом Ликсутовым. «Махмудов и Бокарев – партнеры Максима Ликсутова с начала 2000-х. Этот союз образовался, когда Ликсутов начал работать на «Кузбассразрезуголь» в угольном терминале в порту Мууга («Кузбассразрезуголь» принадлежал Махмудову, Бокареву и Михаилу Черному). Познакомил их еще Сергей Глинка. Дальше Ликсутов, Махмудов и Бокарев совместно владели «Трансмашхолдингом» (производитель вагонов - ред.), пока Ликсутов не продал свою долю», – рассказал «Деловым ведомостям» Константин Рубахин, автор нескольких расследований о Махмудове и Бокареве.
Рубахин – бывший экоактивист, дошедший до Путина в борьбе против добычи никеля компанией Махмудова для сохранения реки Хопер (приток Дона). Помощи он не получил, но привлек внимание властей и был вынужден бежать из России из-за преследования.

Все это время Махмудов и Бокарев были связаны с преступной группировкой Измайловская и с настоящей мафией, в том числе, с главарем Михаилом Черным.

Константин Рубахин
расследователь, экоактивист
В скандале с отмыванием русских денег через эстонский филиал Swedbank, разгоревшимся в 2020 году после публикаций шведского телеканала SVT и Postimees, также фигурировал Махмудов. По данным СМИ партнер Ликсутовой перевел 1,4 млрд евро в обход американских санкций (под которыми с 2015 года находится принадлежавший ему концерн «Калашников»).
«Махмудов и Бокарев не только годами выводили из России деньги, они также оказывались рядом с уголовными делами против своих конкурентов или даже их убийствами. Об этом дал показания бывший владелец Качканарского ГОКа и однокурсник Искандера Махмудова Джалол Хайдаров», – знает Рубахин. Против них возбуждались дела в Испании, Франции и Германии. В немецком уголовном деле они фигурируют как держатели «общака» Измайловской группировки. В расследовании французского издания Mediapart говорится, что Махмудов выплатил 294 000 евро бывшему главе службы безопасности партии «Республика, вперед!» президента Франции Эмманюэля Макрона.
Махмудов и Бокарев стали «новыми королями» российского госзаказа, потеснившими Ротенбергов и Тимченко, писал в 2015 году Insider, называя их «русской мафией». Их структуры – «Трансмашхолдинг», «Метровагонмаш», «Октябрьский электровагоноремонтный завод», «Рослокомотив» – получили тогда подрядов на 130,7 млрд рублей от РЖД и Московского метрополитена.

Ушли от санкций по-английски

После начала войны в Украине, в апреле Махмудов и Бокарев попали под персональные санкции Великобритании, как связанные с Кремлем и получающие финансовую выгоду от поддержки режима Владимира Путина.
Их российские активы не пострадали. Незадолго до этого пресс-служба УГМК сообщила, что Махмудов и Бокарев перестали быть контролирующими бенефициарами УГМК и «Кузбассразрезугля», а также вышли из советов директоров этих компаний.
Эстонской компании, имеющей с ними дело, тоже пока ничего не угрожает, следует из ответа Бюро по борьбе с отмыванием денег «Деловым ведомостям» – ведь ЕС до сих пор не ввел санкции в отношении Махмудова и Бокарева. Бывший муж Ликсутовой Максим тоже находится только в санкционных списках Украины.

Санкции Соединенного Королевства не имеют силы в Эстонии, и страна не обязана применять вытекающие из них ограничения.

представитель Бюро по борьбе с отмыванием

4 миллиона евро в Россию с любовью

Уже после начала войны эстонская компания Ликсутовой простила своей российской дочерней компании долг на 4 млн евро.
TOR Property в апреле увеличила капитал российской «Дельта-Транс-Инвест» («Дельта»), владеющей частью «Аэроэкспресса» на 363 223 712 руб. (или 4 258 171 евро), говорится в годовом отчете компании. Столько составлял долг «Дельты» перед материнской фирмой. Долг при этом был обнулен. «Существует неопределенность в отношении дальнейшего ухудшения операционной среды, что повлияет на будущее финансовое положение и деятельность группы», – объясняет взнос TOR Property в отчете.
Компания не ответила на запрос «Деловых ведомостей» о том, видит ли она репутационные, санкционные и прочие риски, ведя дела Махмудовым и Бокаревым и совершая подобные операции.

Убыточная компания

TOR Property, созданная в сентябре 2019 года после разделения транзитной компании Transgroup Invest между Ликсутовой и Сергеем Глинкой, убыточна:

-3,8 млн евро в 2020 г.

-103 000 евро в 2021 г.

Активы компании – 33 млн евро.

Фактической деятельности у компании в Эстонии нет – только эксплуатация офиса (компании принадлежит здание по Йыэ, 4а, 3000 кв. м, а также участок неподалеку на Кару, 10-362 кв. м) и автостоянки. В ней трудятся 15 сотрудников с зарплатой 1400 евро. У налоговой претензий нет.

В доме, принадлежащем TOR Property, расположены офисы (95%) и апартаменты (5%), на первом этаже разместился ресторан Ликсутовой Gianni. Фото: фото Merko Group
«Конвертацией залогового требования в резервный капитал эстонское юридическое лицо, по сути, предоставляет средства в пользование российской дочерней компании», – объясняет адвокат LEXTAL Ксения Кравченко.
В такой операции нет ничего предосудительного, считает Налогово-таможенный департамент: «Если компания делает неденежный вклад в уставный капитал иностранной дочерней компании со своим кредитным требованием, это полностью разрешенная и обычная сделка».
Пока Махмудов и Бокарев не находятся под санкциями ЕС претензий к компании Ликсутовой нет. «Эстонская компания не обязана выполнять санкции, наложенные другой страной», – прокомментировали ситуацию в МИД. «Санкции, введенные нашими партнерами, такими как Великобритания, не распространяются на ЕС», – ответила ДВ пресс-атташе по иностранным делам и безопасности Еврокомиссии Палома Холл Кабальеро.
«Если бы Махмудов и Бокарев были включены в санкционный список ЕС, то эстонская материнская компания должна была бы перед конвертацией взвесить, не подпадает ли сделка под санкционный запрет», – отмечает Кравченко.
Рассматривает ли Еврокомиссия введение санкций в отношении Махмудова и Бокарева, а также Ликсутова представительница ЕК не пояснила – «процесс конфиденциален», но тот факт, что человек включен в санкционные списки Великобритании и не включен в списки ЕС вовсе не означает, что он и дальше не будет включен, отметила Кабальеро.

Эстонец на час

Максим Ликсутов был гражданином Эстонии всего 7 лет.

Родившийся в Локса в 1976 году Ликсутов не получил гражданство сразу после провозглашения независимости Эстонии. Лишь в 2005 году дать ему гражданство «за особые заслуги» предложил бывший министр юстиции Рейн Ланг (Партия реформ).

Но в 2012 году лишился гражданства по собственной просьбе, чтобы стать московским чиновником.

«Мне очень жаль, что все пошло именно таким образом. Люди, которые могли бы принести Эстонии пользу, отдаляются от нее, а потом выясняется, что, на самом деле, они были связаны с какими-то аферами», – позднее комментировал Ланг.

Статьи по теме

Indexo получила долгожданную банковскую лицензию
Европейский центральный банк принял решение выдать банковскую лицензию IDX1R, «дочке» латвийской компании по управлению пенсионными фондами Indexo, которая будет переименована в Indexo Bank.
Европейский центральный банк принял решение выдать банковскую лицензию IDX1R, «дочке» латвийской компании по управлению пенсионными фондами Indexo, которая будет переименована в Indexo Bank.
Делов-то: любовь Олега Осиновского и протесты, дроны над Ида-Вирумаа, где Эстонии искать секрет успеха?
В очередном выпуске подкаста «Делов-то» журналисты «Деловых ведомостей» говорят о протестах в Грузии, планируемой в Эстонии конфискации российских активов, а заодно и о том, где на третий год кризиса стране искать новый секрет конкурентоспособности.
В очередном выпуске подкаста «Делов-то» журналисты «Деловых ведомостей» говорят о протестах в Грузии, планируемой в Эстонии конфискации российских активов, а заодно и о том, где на третий год кризиса стране искать новый секрет конкурентоспособности.
Почему связь олигарха с Россией воспринимают как гарантию безопасности?
Политический кризис в Грузии еще раз показывает, что важно трезво оценивать мощь России, предусмотрительно дистанцируясь от ее денег, товаров и пропаганды. Но и переоценивать ее, заранее себя запугивая, не стоит. Визит министра иностранных дел Эстонии Маргуса Цахкна вряд ли укрепит протестующих в Тбилиси, но может помочь сделать выводы Таллинну.
Политический кризис в Грузии еще раз показывает, что важно трезво оценивать мощь России, предусмотрительно дистанцируясь от ее денег, товаров и пропаганды. Но и переоценивать ее, заранее себя запугивая, не стоит. Визит министра иностранных дел Эстонии Маргуса Цахкна вряд ли укрепит протестующих в Тбилиси, но может помочь сделать выводы Таллинну.
Красильщик и Поливанов о деньгах и российских эмигрантах: «Люди приезжают в новые места и создают хорошие вещи»
Илья Красильщик и Александр Поливанов уверяют, что ничего не понимают в деньгах – и именно благодаря этому стали ведущими одних из самых популярных подкастов о личных финансах на русском языке «Деньги пришли» и «Два по цене одного». О новой волне российской эмиграции, корпоративной Москве, журналистских стартапах в условиях войны и советах от Алексея Навального с ними побеседовали ДВ.
Илья Красильщик и Александр Поливанов уверяют, что ничего не понимают в деньгах – и именно благодаря этому стали ведущими одних из самых популярных подкастов о личных финансах на русском языке «Деньги пришли» и «Два по цене одного». О новой волне российской эмиграции, корпоративной Москве, журналистских стартапах в условиях войны и советах от Алексея Навального с ними побеседовали ДВ.