Внимание! Эта статья была опубликована более 5 лет назад и относится к цифровому архиву издания. Издание не обновляет архивированное содержание, поэтому, возможно, вам стоит ознакомиться с более свежими источниками.

    Милов: прогнозы говорят о серьёзном замедлении роста мировой экономики

    Это является одной из двух причин падения цены на нефть, считает Владимир Милов.

    ДВ расспросили бывшего замминистра энергетики России, а ныне оппозиционного политика Владимира Милова о том, в чём причина падения цен на нефть.
    Почему весь октябрь цены на нефть падали?
    Много факторов. С одной стороны, сильно ухудшились прогнозы по спросу. В середине октября вышел свежий отчёт Международного энергетического агентства. Прогнозы мирового спроса на конец текущего года и начало следующего заметно пересмотрены вниз. Причина: ожидается серьёзное замедление роста мировой экономики. С добычей нефти при этом всё хорошо. Начиная с июня, страны ОПЕК и Россия прибавили более миллиона баррелей в сутки. Это произошло после разморозки тех ограничений, которые накладывало соглашение между Россией и ОПЕК.
    Раньше весь "трэш" был вокруг Ирана и прогнозов роста спроса. С тех пор прогнозы ослабли, а производители стали сильно наращивать добычу. Интересная деталь, касающаяся производителей в США. Если следить за ежемесячными отчётами Международного энергетического агентства, то видно, что каждый месяц прогноз по американским производителям пересматривается вверх.
    Постоянно?
    Кривая всё больше и больше задирается к небу.
    Означает ли это, что в США постоянно открываются новые скважины и нефтяные компании?
    Дело в другом. Американцы сильно продвинулись по производительности. Они стали больше добывать с одной скважины, с одной буровой установки. Количество установок уже даже не играет большой роли. С одной площадки американцы бурят один вертикальный ствол, и от него много горизонтальных, используют суперфрекинг... Иными словами, производительность у них растёт вовсю. Мировой же рынок нефти вернулся обратно на уровень превышения предложения над спросом. Последние кварталы ведь был "минус"...
    Что такое "минус"?
    "Минус" - это когда спрос превышает предложение. Производители вынуждены тогда сокращать складские запасы. Считается, что сделка между Россией и ОПЕК была заключена именно для того, чтобы почистить накопленные запасы. 2 года назад они были на максимуме и с тех пор уменьшились. На сегодняшний день мы вернулись к избытку нефти, то есть, к "плюсу". "Плюс" - это когда предложение превышает спрос. Последний раз "плюс" наблюдался в первом полугодии 2017 года.
    Как участники рынка отреагируют на этот "плюс"?
    Думаю, что никто ничего предпринимать не будет. Глядя на то, с какой охотой страны ОПЕК и Россия рванули после июня, понятно, что сокращать добычу изначально никто не хотел. Все хотят добывать больше, и это естественное для индустрии желание. Одновременно снижается спрос на нефть по причине не очень хороших прогнозов перспектив мировой экономики. В основном, это из-за торговых войн.
    Именно в них дело?
    Трамп повышает тарифы, а остальные ему отвечают. Прогнозируется очень серьёзное снижение темпов роста мировой экономики на 2019 год. На oilprice.com царят заголовки: "На рынке воцарились медвежьи настроения". Даже во время сентябрьского ралли были аналитики Goldman Sachs и Barclays, которые говорили, что это ненадолго, и ста долларов за баррель не будет. Сегодня большинство участников рынка сходятся на том, что цена пойдёт валиться и дальше. Все факторы говорят именно об этом.
    Раньше все переживали из-за Ирана, у которого сильно упала добыча. Однако катастрофы не случилось, поскольку тот недостаток есть, чем заместить. Иранцы придумывают миллион способов обойти санкции, и катастрофически проседать они не будут. Всё стабилизировалось.
    Если все предсказывают кризис, а производители наращивают добычу, то цена должна и дальше снижаться. И дойти до уровня, скажем, 40 долларов за баррель.
    60-70 долларов за баррель - тот диапазон цен, который всех устраивает. Он не сдерживает мировой экономический рост и даёт широкому кругу производителей те условия, при которых рентабельно добывать. Если нефть упадёт ниже 60, то существует перспектива ухода больших объёмов с рынка. Прежде всего, это коснётся шельфа - там сложно добывать при более низкой цене (особенно по новым проектам). Чтобы поддерживать добычу в Северном море, нужно много инвестировать. В 2015-2016 годах этого не делали, а за последние года полтора, когда нефть вышла за 50, инвестиции были возобновлены.
    Я это всё называю "качелями". Когда цена падает слишком низко, многие производители сворачиваются и уходят с рынка. Возникает дефицит, и цена снова отрастает. Если она заходит слишком высоко, то растут объёмы той нефти, которую рентабельно добывать при высоких ценах. Начинают работать спросовые ограничения. Всё это приводит к избытку предложения. Для рынка идеально, чтобы цены находились в каком-то комфортном коридоре, при котором достаточное количество проектов являются рентабельными, а нефть добывается в достаточном объёме. Чтобы не лихорадило, лучше держаться в коридоре 60-70 долларов за баррель. Думаю, что в ближайшие годы нефть в этом диапазоне и будет двигаться туда-сюда. Иногда будет просаживаться ниже 60, иногда - уходить выше 70, но это ненадолго.
    Существует теория заговора, будто бы Саудовская Аравия сильно наращивает добычу, чтобы избежать санкций США за убийство журналиста. Это имеет какое-то отношение к действительности?
    Нет. Рынок нефти настолько глобализован, что влияние санкций на него очень сильно преувеличено. Саудовцы найдут, кому продавать (как и Иран). Будут гнать нефть в Азию. К тому же, очевидно, что Штаты против Саудовской Аравии санкции вводить не будут. Они видят эту страну ключевым партнёром, поэтому ограничатся лишь риторикой.
    Могут ли европейцы ввести санкции?
    С трудом себе это представляю. Не вижу у них консенсуса по данному вопросу. Но даже если это вдруг произойдёт, то саудовцы просто перенаправят нефть в Азию. Плюс ко всему, я думаю, что санкции будут, скорее, политическими, военными и инвестиционными, а не нефтяными. Саудовцев будут меньше пускать в хорошие дома, отменят инвестиции, не будут пускать в свои проекты. Нефтяное эмбарго - всегда крайняя мера. Обратите внимание: его не вводили даже против России.
    И не введут в будущем?
    Санкции на нефтяном рынке не работают. Рынок слишком глобален. При наличии центров спроса, которые не вводят санкции (Китай и другие азиатские страны), эти меры бессмысленны. Кстати, было много публикаций о том, что Иран, после того как США вновь ввели против него санкции в мае, финансово только выиграл. Эксперты подсчитали, что падение объёмов добычи Иран компенсировал ростом цен. Так что эмбарго работает плохо.
    2320868 Russia, Moscow. 11/16/2013 Vladimir Milov, Chairman of the Democratic Choice Party, at the extraordinary convention of the political party in Moscow. Evgeny Biyatov/RIA NovostiФото: Evgeny Biyatov, Scanpix
  • Самое читаемое
Число клиентов Netflix выросло на 9 млн человек, но акции все равно упали
Число подписчиков Netflix в первом квартале почти вдвое превысило прогноз аналитиков, но акции на вторичном рынке все равно снизились.
Число подписчиков Netflix в первом квартале почти вдвое превысило прогноз аналитиков, но акции на вторичном рынке все равно снизились.
Экономист: отели и рестораны еще не оправились от спада
Разговоры о том, как дорого стало обедать на работе или ужинать в ресторане, наверняка не редкость при встрече с друзьями в офисном кафе или на отдыхе. Однако реальная картина показывает, что уровень цен в ресторанах, а также, например, в отелях вырос меньше, чем домашние расходы, пишет главный экономист Luminor Ленно Уускюла.
Разговоры о том, как дорого стало обедать на работе или ужинать в ресторане, наверняка не редкость при встрече с друзьями в офисном кафе или на отдыхе. Однако реальная картина показывает, что уровень цен в ресторанах, а также, например, в отелях вырос меньше, чем домашние расходы, пишет главный экономист Luminor Ленно Уускюла.
Михаил Крутихин: администрация Байдена не хочет ограничивать экспорт российской нефти
Администрация нынешнего президента США Джо Байдена опасается вводить новые санкции против российской нефти, чтобы не допустить роста цен на американских заправках в преддверии американских выборов, сказал в интервью ДВ партнер консалтингового агентства RusEnergy Михаил Крутихин.
Администрация нынешнего президента США Джо Байдена опасается вводить новые санкции против российской нефти, чтобы не допустить роста цен на американских заправках в преддверии американских выборов, сказал в интервью ДВ партнер консалтингового агентства RusEnergy Михаил Крутихин.