• OMX Baltic−0,03%283,88
  • OMX Riga−0,14%875,73
  • OMX Tallinn0,51%1 790,88
  • OMX Vilnius0,33%1 121,49
  • S&P 5001%5 996,66
  • DOW 300,78%43 487,83
  • Nasdaq 1,51%19 630,2
  • FTSE 1001,35%8 505,22
  • Nikkei 225−0,31%38 451,46
  • CMC Crypto 2000,00%0,00
  • USD/EUR0,00%0,97
  • GBP/EUR0,00%1,18
  • EUR/RUB0,00%105,6
  • OMX Baltic−0,03%283,88
  • OMX Riga−0,14%875,73
  • OMX Tallinn0,51%1 790,88
  • OMX Vilnius0,33%1 121,49
  • S&P 5001%5 996,66
  • DOW 300,78%43 487,83
  • Nasdaq 1,51%19 630,2
  • FTSE 1001,35%8 505,22
  • Nikkei 225−0,31%38 451,46
  • CMC Crypto 2000,00%0,00
  • USD/EUR0,00%0,97
  • GBP/EUR0,00%1,18
  • EUR/RUB0,00%105,6
  • 03.09.18, 07:00
Внимание! Этой статье более 5 лет, и она находится в цифировом архиве издания. Издание не обновляет и не модифицирует архивированный контент, поэтому может иметь смысл ознакомиться с более поздними источниками.

Глава Harju Elekter: задумываюсь о преемнике

Редко выступающий публично глава Harju Elekter Андрес Алликмяэ признался в передаче радио Äripäev «Äriplaani eri», что тоскует по тому времени, когда не календарь будет управлять им, а он календарём.
глава Harju Elekter Андрес Алликмяэ
  • глава Harju Elekter Андрес Алликмяэ Foto: Андрас Кралла
Алликмяэ подверг критике излишнюю зарегулированность госсектора, а также стремление государства производить перед миром впечатление доброжелательного к предпринимательству государства. Во главе Эстонии он с большей радостью видел бы политические силы, способные предложить долгосрочные планы, а не правящие государством от выборов до выборов. Секретом хорошего руководства он считает небольшую толику мазохизма.
Для начала поговорим об экономике Эстонии. Если окинуть взглядом картину в целом, как вам кажется, в каком состоянии пребывает эстонская экономика?
Может, лучше начать с того, что экономика Эстонии довольно маленькая, экономическое пространство здесь маленькое и для ведения бизнеса очень многим фирмам здесь маловато места. Это предполагает, что взоры обязательно должны быть направлены за пределы Эстонии. Тем более хочется, чтобы на родине всё было в полном порядке, шло как по маслу. В настоящий момент есть чувство, что всё более или менее нормально. Всегда были и есть успешные фирмы, но есть и такие, что вечно испытывают проблемы.
Ariplaan 2019 / “Бизнес-план 2019”
На конференции Ariplaan 2019 выступят также Маркус Виллиг, Райн Лыхмус, Тийт Пруули, Индрек Касела, Андрес Алликмяэ, Ардо Хансон, Тийт Куули и др.
Организованная газетой Aripaev самая крупная в Эстонии экономическая конференция Ariplaan 2019 состоится 4 октября, и на ней предприниматели поделятся своими планами на будущий год, а также расскажут о своих ожиданиях и опасениях.
Уже зарегистрировано для участия более 400 руководителей и владельцев предприятий! www.ariplaan2019.ee/rus
Можете сказать, чем вы сейчас особенно довольны, а что нуждается в немедленном исправлении?
Общее благополучие в Эстонии заметно выросло. Сегодня правит рынок работодателей, и они диктуют очень многие вещи, так что, думаю, в среднем у среднего жителя Эстонии все идёт даже лучше, чем раньше. Всегда сыр-бор шёл вокруг госсектора и связанных с ним моментов. Там, вероятно, ещё не всё в должном порядке, но тут предприниматели не властны что-либо изменить.
Недавно глава Торгово-промышленной палаты Тоомас Луман сказал, что государство пытает отрегулировать и исправить то, чего на деле не существует.
Да, я согласен с Тоомасом Луманом в том, что регулируют то, что в регуляциях, возможно, и не нуждается. Ищется замещающая деятельность. Меня всегда раздражало то, что мы с дикой готовностью принимаем и практически тут же внедряем исходящие из Европейского Союза законы и постановления, которые для маленького государства и его маленькой экономики, для мелкого предпринимательства и всего, что с этим связано, изнурительно и не нужно в административном смысле. Эстонии следовало бы использовать преимущества своих малых размеров, чтобы быть гибкой.
Но ведь Эстония всегда стремилась выглядеть образцовым отличником, паинькой, который всё исполняет как предписано.
А члены эстонского общества имеют от этого какую-либо выгоду или приносит им это успех? Не верю, что это привносит какие-то сумасшедшие возможности для бизнеса. Регуляции вводятся такие, чтобы законодательство слегка благоволило притворной доброжелательности по отношению к предпринимательству. Существует и протекционизм в хорошем смысле – чтобы своих бизнесменов, людей предпочитали, защищали их.
Удобно ли в Эстонии заниматься бизнесом, по сравнению, например, с Северными странами?
Однозначно сказать, что в Финляндии лучше, нельзя. Мы там были успешными потому, что со своей продукцией и многими решениями мы чуть лучше местных.
Но раз конкуренция настолько плотная, может, иногда помогло бы и участие в разработке каких-то законопроектов в удобном для себя направлении?
Правила для всех должны быть одинаковыми, если они плохие, то плохие для всех. Не хочу быть несправедливым, но мне кажется, что нынешняя регуляция Закона о госпоставке не дружелюбна ни для одного предпринимателя, так как выигрывает самая низкая цена. Никого не интересует предлагаемое техническое решение, лучшее оно, долговечнее и экологичнее ли. Поэтому государство получает плохие решения, мы ездим зачастую по плохим дорогам, и счастья это никому не прибавляет.
Довольно много лет вы говорите, что поскольку удельный вес Harju Elekter на рынке Эстонии только уменьшается, вам придётся головную контору перевести в Финляндию. Это шутка?
Скорее, это было шуткой. Дела у нас в Финляндии складываются удачно и мы чувствуем себя там нужными.
Так вы всерьёз подумываете о переезде в Финляндию?
Мы всё же патриоты Эстонии и считаем, что должны с гордостью держать эстонский флаг. Поэтому наша головная контора здесь и, будем надеяться, здесь и останется.
Harju Elekter присутствует на бирже с 1997 года и пока что она единственная технологическая фирма. Почему?
Фирм, связанных с технологией, раньше было больше, например, Telekom и Norma. Теперь остались только мы. На других биржах Балтии некоторые всё-таки присутствуют, но я не знаю, почему их нет у нас.
Вы призывали предприятия выходить на биржу. Если бы снова возникла такая возможность, кого бы вы позвали?
Это вопрос, прежде всего, связан с решениями собственников. Если оглядеться по всей Эстонии, то здесь с десяток фирм, которые могли бы быть на бирже. Госфирм могло бы быть больше. Eesti Energia, VKG, к примеру.
Насколько привлекательны вы сами как инвестор?
У меня сдержанный портфель, я им не спекулирую, так что я наверняка человек длинных позиций.
Что входит в ваш портфель?
С Таллиннской биржи, например, Tallink, Tallinna Vesi, на акции Tallinna Sadam я из уважения подписался. Более отдалённые позиции я реализовал и немного жалею об этом.
Какая самая крупная неудача у Harju Elekter?
Я думал об этом, но не нашёл ничего, что мог бы назвать тотальным провалом. Понятно, что без проблем не бывает, понятно, что не всё всегда идёт, как задумано или запланировано. Но ведь как жизнь, так и бизнес очень динамичны, не может всё стопроцентно удаваться.
В связи с Harju Elekter мы не можем обойти стороной тему дивидендной политики. Когда участие в PKC было продано, инвесторы не получили дополнительных дивидендов, хотя Harju Elekter довольно исправный плательщик дивидендов. Почему?
Вообще-то мы ведь выплатили за прошлый и позапрошлый годы дополнительные дивиденды. Прежде всего, мы декларировали, что продажа акций PKC и всё с этим связанное на деле это бизнес-деятельность и мы всегда подчёркивали, что все средства, высвобождающиеся от такой деятельности, мы направляем на развитие бизнеса. В последние два года мы выплачивали сто процентов прибыли от своей основной деятельности.
Если продолжить тему сделок, то прошлый год в этом смысле был знаковый. Судя по отчёту, у Harju Elekter 52 миллиона евро нераспределённой прибыли. На горизонте маячит что-то новое и интересное?
Да, прошлый год действительно выдался бурным, но должен признать, что покрытие мира связью – не такое уж и лёгкое дело. Это предполагает, что мы должны значительно нарастить наши способности администрировать. Думаю, что мы продвигаемся шаг за шагом и сейчас улучшаем то, что делаем, а окончательно доведя до ума, начнём двигаться дальше. Сейчас у нас крепкие позиции также и в Швеции, и мы полагаем, что должны значительно расти на этих рынках.
Как удаётся выжить в Швеции? Как там добиться хороших результатов, хорошей маржи?
Ну, так ведь вода камень точит, надо спокойно делать свою работу, заниматься своим делом, держаться в фокусе, выполнять данные обещания.
Я так понимаю, что в ближайшие годы Harju Elekter будет сосредоточен на своей внутренней жизни, будет укрепляться изнутри и перенимать ничего не планирует?
Кто знает. Всё зависит от наших ожиданий и деловых планов, обозначу лишь, что в последнее время предложений в виде приглашений к диалогу поступает довольно много. Этому способствует само время, экономика на взлёте, и фирмы считают, что сейчас самый лучший момент, чтобы их переняли. Разумеется, присоединить всех мы не можем. Да и не хотим, но в один прекрасный момент может появиться то, что нас заинтересует. Так что мы не только сосредоточены на себе, мы очень активно работаем над тем, чтобы связать сетями весь наш мир.
Какие это фирмы, которые, скажем так, сватались к Harju Elekter?
Это различные фирмы, работающие в электроэнергетической сфере. Есть и предприятия смежных секторов, но тоже традиционные.
Эстонские предприятия или извне тоже?
Были и эстонские, но не было безусловной уверенности, что они подпитали бы наш бизнес. Нет смысла идти по пути только наращивания оборота, хотелось бы синергии.
Вы говорили нечто в том роде, что подчинённые могли иногда ставить начальника на место. Вы считаете, что хороший руководитель должен быть немного мазохистом?
Если ты совершаешь глупость, то чем раньше тебе на это укажут, тем лучше. Так что я только благодарен, когда ко мне приходит кто-то и говорит, что, послушай, этого мы сделать не можем. Возможно, это проистекает из моего характера, я всё же очень командный игрок и мне нравится крепкое сотрудничество. Должен признаться, что такой классной команды как сейчас у меня не было никогда. Большинство в ней намного моложе меня.
Вы ещё говорили, что если когда-нибудь выйдете на пенсию, то с удовольствием читали бы лекции о культуре бизнеса. О чём была бы первая лекция?
Думаю, что на первой лекции я рассказал бы о Финляндии и приключениях эстонских коммерсантов в Финляндии. О том, как понимать друг друга и почему возникает недопонимание. Как улавливать разницу, говорим ли мы о деловых связях или просто говорим о межличностных отношениях.
Вы уже присматриваете для себя потенциального преемника?
Вообще-то, это не должно быть моей заботой, об этом должен думать совет предприятия. И ещё это забота возрастного менеджмента концерна. Все руководители должны уметь уходить вовремя, никто не может бесконечно служить фирме, но если он может быть фирме полезен в каком-либо другом качестве, то стыдиться этого не стоит.
Вы в отношении себя разработали, к примеру, какую-нибудь теорию или позицию, поскольку сами почувствуете, что уже не можете в полной мере отдавать себя предприятию?
Я, конечно же, немного устал. Но жизнь предлагает мне такие новые и захватывающие вызовы, что пока нет отчётливого сигнала, что я утерял былую остроту, я бы еще какое-то время занимался своим делом. Но я настороже, и постоянно отыскиваю эти сигналы. Признаюсь, что мысленно всегда помню, что всю свою активную жизнь вхожу в состав руководства Harju Elekter. Всё это время, пока я был очень активным, моей жизнью управлял календарь, и я немного тоскую по тому времени, когда сам смогу управлять календарём.
Вы деятельны, вы на виду. В политику не затягивали?
К счастью, нет, да я и не пошёл бы туда.
Почему?
Чувствую, что я не смог бы быть в достаточной мере популистом, кроме того на эстонском ландшафте я не нахожу ни одной политической силы, которой захотелось бы быть верным до конца. Не по душе мне такой краткосрочный, от выборов до выборов, подход к управлению страной, это лично для меня всегда было большой проблемой. И всё же я надеюсь, что когда-нибудь политические силы Эстонии предложат нам план на длительную перспективу.
Harju Elekter
На Таллиннской бирже с 1997 года.
Стабильный плательщик дивидендов, средняя прибыльность плюс 5% в год.
Цена акции Harju Elekter за год выросла на 14,5%, сейчас стоит на Таллиннской бирже 5 евро.
В 2017 году оборот Harju Elekter составил 102 миллиона евро,прибыль 5,4 миллиона, брутто-доход 15,3 миллиона евро.
Оборот первого полугодия нынешнего года у Harju Elekter составил 59,8 миллиона евро, рост за год – 40%. Объём продаж вырос из-за увеличения объёма заказов, но и благодаря приобретению новых бизнес-подключений во второй половине 2017 года и в январе этого года. Брутто-доход за этот период составил 8,1 миллиона евро, годовой рост почти в четыре раза. Прибыль – 1,39 миллиона евро, падение на 34,1% по сравнению с тем же периодом прошлого года.
С 1999 года Harju Elekter возглавляет Андрес Алликмяэ.
Алликмяэ принадлежит 225 000 акций Harju Elekter. Его прямая доля 1,27%, опосредованных долей не имеет.
Организованная газетой Äripäev крупнейшая в Эстонии экономическая конференция "Äriplaan 2019» состоится в Таллинне 4 октября.

Похожие статьи

  • ST
Content Marketing
  • 20.12.24, 12:51
Разработчик программного обеспечения Merada: уязвимости безопасности следует контролировать не реже раза в месяц
Для разработчика программного обеспечения Meradaобеспечение безопасности является одинаково важным как при создании новых продуктов, так и при минимизации риска кибератак. Для этого в сотрудничестве с Teliaрегулярно проводятся проверки уязвимостей.

Сейчас в фокусе

Подписаться на рассылку

Подпишитесь на рассылку и получите важнейшие новости дня прямо в почтовый ящик!

На главную