Интервью ДВ с Юханом Партсом: о EAS, пособиях SLK, новом коалиционном договоре и Eesti Energia без лишних рамок.
В коалиционном договоре сказано, что нужно разрешить длительный кризис руководства EAS. В чём он состоит и почему возник?
Нет никакого кризиса в EAS. В феврале одобрили новую Стратегию инноваций для предпринимательства. Она о том, каким образом государство может поддерживать конкурентоспособность экономики и делать всё, чтобы рос экспорт у наших предприятий. Эта стратегия требует наличия таких институтов, как EAS и KredEx, но проблемы явно преувеличиваются.
Почему тогда партии, подписав договор, признали, что кризис есть?
Спросите у реформистов, у тех, кто этот договор подписал. Я не принимаю всерьёз многих людей из ПР, которые входили в совет EAS. Я не слышал от них за 7 лет ни одной содержательной мысли касательно инноваций. Теперь же стратегия есть, и новое правительство применит её. Я считаю разумным предложение уменьшить совет EAS. 13 человек – это слишком много. Мы сами этого не сделали, так как не хотели заниматься реорганизацией совета раньше, чем будет готова стратегия. Важно, чтобы это не были действующие политики, скажем, из Рийгикогу, и чтоб члены совета не пытались что-то получить из EAS для своих предприятий. Главная цель при выполнении стратегии - сделать нашу экономику инновативной. Сегодня уровень внедрения инноваций у нас на среднем уровне по ЕС, этого мало. Для этого нужно определиться с целевыми группами предпринимателей и искать тех, у кого есть потенциал, кто может дать больше экономике.
Правильно ли, что EAS выделяет помощь предприятиям вроде Saaremaa Laevakompanii?
Всё зависит от проекта. Мне вообще не нравится, когда это называют пособием (в оригинале «toetus». – Прим. ред.). Это другое. Некое предприятие берётся выйти на новые рынки с новым продуктом, создать новые рабочие места, а EAS предоставляет для этого финансирование. Если эти цели берётся реализовать крупное предприятие, то я не вижу в этом проблемы.
Я в отношении этого проекта как раз был критически настроен. Насколько мне известно, SLK взялась оказывать услуги защиты от пиратов. Чтобы реализовать эту бизнесидею, SLK требовалось взять на работу иностранного консультанта. В действующей программе развития предпринимательства есть пункт, согласно которому государство помогает покрывать расходы на приглашённого из-за рубежа эксперта.
Несколько лет подряд по 300-400 тысяч крон?
Ну вы не у меня это спрашивайте, вы это спрашивайте у руководителей EAS, которые решили этот проект поддержать! У меня как раз это вызывает вопросы, и я считаю, что правление это должно бы объяснить. EAS должен поддерживать проекты с большим потенциалом для эстонской экономики, должен формировать политику в тех секторах экономики, которые могут создать некий «снежный ком» увеличения добавленной стоимости. Я не видел бы ничего плохого в помощи проектам в судостроении, оказания услуг, связанным с судоходством, но я не думаю, что «эстонской Nokia» должна быть какая-то защита от пиратов. Это всё равно как если бы EAS, желая поддержать предприятие туристического сектора, вложил бы деньги в потенциальных туристов из Индии, тогда как наш потенциальный клиент скорее в Германии, Швеции, России.
Что думает Юхан Партс о пунктах коалиционного договора, касающихся Eesti Energia, и как он видит ситуацию вокруг Ируской ЭС, читайте в сегодняшнем номере "Деловых Ведомостей".
Autor: Aнастасия Тидо
Похожие статьи
Министр предпринимательства Анне Суллинг позавчера назначила новый состав совета EAS. Уже вчера состоялось первое собрание совета, на котором было принято решение об отзыве члена правления организации Мартина Хирвоя.
Решение правления EAS выделить фирме Вячеслава Леэдо 200 000 евро вызвало удивление экономической комиссии Рийгикогу.