Поскольку руководство Палдиски довольно-таки тесно связано с коммерческими интересами двух крупных бизнесменов, и ряд городских политиков – это сотрудники их предприятий, то интересно посмотреть, как члены горсобрания ведут себя при принятии решений, касающихся непосредственно их работодателей.
В городском собрании Палдиски сейчас две крупных силы: избирательный союз Pohjasadam, связанный с владельцем Paldiski Sadamate AS Алексеем Чулецом, и избирательный союз Uus Laine, связанный с топливным бизнесменом Хейти Хяэлем. При принятии решений в пользу работодателя граница между дозволенным и нарушением закона тонка, опасность коррупции может возникнуть и в случае единичных актов.
Много лет городом управлял Яан Мёльдер. Поскольку у него возникло острое противостояние с влиятельными владельцами Paldiski Pohjasadam, последние решили вмешаться в руководство городом. Пожалуй, все помнят трагикомичные новости о том, как тогдашний член правления Pohjasadam Роберт Антропов и Мёльдер наперегонки друг с другом перед выборами регистрировали новых жителей города для того, чтобы получить больше голосов.
Меж тем избирательные союзы, связанные с Чулецом и Хяэлем, скооперировались для того, чтобы свернуть Мёльдера. Вместе они поддрерживали решения, выгодные обоим бизнесменам.
После прошлогодних местных выборов весы склонились в сторону Чулеца. Из тринадцати человек, заседающих в горсобрании, шесть – члены избирательного союза Pohjasadam. Кроме того, вовлечен и центрист Каупо Каллас, которому было предоставлено место председателя совета и члена правления на предприятии Paldiski Linnahoolduse OU, принадлежащем городу.
Чулец, который был выбран в городское собрание первым номером от избирательного союза Pohjasadam (и который затем из собрания вышел) по сути стал хозяином Палдиски. Uus Laine предпочитает держаться в тени – предположительно, Хяэль распорядился не раздражать тех, кто находится у власти, чтобы не давать им повод тормозить решения, необходимые для бизнеса и требующие согласия городских властей (например, это решения по детальным планировкам).
Двое нынешних членов городского собрания работают в Paldiski Sadamate AS, и еще двое – в дочерних фирмах предприятия. Из четырех членов горуправы трое входят в избирательный союз Pohjasadam и один из них работает в Paldiski Sadamate AS.
В последние годы город продал несколько объектов недвижимости (приняв соответствующее решение или посредством аукцилна) фирме Paldiski Sadamate AS. Члены собрания, получающие зарплату от предприятия, лишь один раз не участвовали в голосовании. При продаже четырех других объектов недвижимости от голосования никто не отстранялся. Юридически депутаты не делали ничего противозаконного, поскольку согласно антикоррупционному законодательству, действовавшему тогда, принятие решение в отношении работодателя не считалось ситуацией, при которой может возникнуть конфликт интересов.
По словам председателя правления Paldiski Sadamate AS Алексея Мюрисепа, работники фирмы, входящие в горсобрание, сами понимают, что продажа недвижимости города способствует пополнению городского бюджета.
На вопрос о том, дает ли фирма указания, как голосовать в горсобрании, и свободен ли каждый в принятии решений, Мюрисеп ответил: «Они понимают, что, когда что-то продают, это определяет будущее города, и, таким образом их будущее тоже. Это помогает городу свести концы с концами», - отметил Мюрисеп, по утверждению которого, владелец Pohjasadam Чулец в местную политику не вмешивается. «У него другие дела, когда он в Эстонии», - добавил он.
Политики, входящие в избирательный союз Uus Laine, и работающие в фирмах Хейти Хяэля, охотнее отказываются от голосований. Однако возникает вопрос, достаточно ли того, что отказываются от принятий решений, касающихся интересов предприятия, где работает конкретный человек, или следует отстраниться и от принятия решений в отношении других фирм работодателя, чего в случае с сотрудниками фирм Хяэля, входящих в горсобрание, зачастую не происходило.
Похожие статьи
Сегодня кажется немыслимым вести деятельность и работать в стране, где нет страхования от безработицы и соответствующего учреждения. Тем не менее, всего несколько десятилетий назад, когда мы начинали выстраивать социальную систему Эстонии, в ее необходимости многие очень сомневались. Однако создатели страхования были убеждены в том, что это действительно важно.